МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
УКРАИНЫ

Украина, 01001, г. Киев
ул. Городецкого, 13

Исх. № 32-45-157 от 25.04.2007

Президенту Кинологического союза
Украины
Шевченко С.С.

01004, г. Киев, ул. Рогнединская, 3

Министерством юстиции Украины на основании обращения общественной организации, которое поступило из прокуратуры города Киева, и гражданина Украины осуществлен обоснованный анализ устава (в редакции от 18 октября 2005 г) Кинологического союза Украины (в дальнейшем КСУ, Союз), в частности пунктов:
1.1. Союз является всеукраинской общественной организацией, которая создана на основе единства интересов обладателей чистопородных собак для общей реализации своих прав и свобод в этой отрасли, предусмотренных ее уставом, согласно которого Союз рассматривается как организация с филантропическими, научными, художественными и культурными целями и деятельность которой регулируется этим уставом.
4.6. В случаях при наличии пяти тысяч заявлений обладателей собак одной породы, которые имеют специфику работы с этой породой, Президиум Союза рассматривает и может дать согласие на создание как юридического лица Национального клуба Союза из этой породы. При этом членство заявителей в Союзе сохраняется, племенная работа с их собаками ведется через Союз, родословные выдаются на этих собак централизовано в ГУ КСУ, а вкладыши к ним, в случае потребности, выдает национальный клуб породы, при этом вкладыш без родословной, утвержденного МКФ образца, недействителен.
4.7. При желании обладателей одной породы, которая не насчитывает 5000 собак, по решению Президиума, приказом Президента Союза создаются Национальные клубы соответствующих пород без права юридического лица.
5.4. Кинологические организации, которые признают устав и положение Союза и МКФ и выразили желание войти со своими членами в состав Союза, могут, путем реорганизации, согласно действующего законодательства, зарегистрироваться как ячейки Союза. А также пункты 4.2 - 4.5 устава.
5.9. С учетом специфики племенной работы с чистопородными собаками, их обладатели, которые являются членами Союза не могут одновременно быть и членами других кинологических организаций не членов МКФ и национальных кинологических организаций других государств.

По результатам проведенного анализа Министерство юстиции Украины пришло к выводу, что упомянутые нормы Устава, по мнению Министерства, противоречат Конституции Украины на таких основаниях.
В соответствии со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу объединения с другими лицами. Осуществление этих прав не подлежит ни одним ограничением, за исключением тех, которые установлены законом.
Частью первой статьи 36 Конституции Украины гарантируется гражданам право на свободу объединения в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей. Свобода объединения означает, в частности, правовую и фактическую возможность добровольно, без принуждения или предыдущего разрешения образовывать объединение граждан или вступать в них. Согласно части четвертой статьи 36 Конституции Украины никого нельзя заставить вступать в любое объединение граждан или ограничивать в правах из-за принадлежности или непринадлежности к политическим партиям или общественным организациям (решение Конституционного Суда Украины от 13 декабря 2001 г. № 18-рп/2001, дело № 1-43/2001 /дел о молодежных организациях/).
Соответствующие нормы содержит Закон Украины "Об объединении граждан", а именно – в соответствии со статьей 7 Закона никого нельзя заставить вступать в любое объединение граждан. Принадлежность или непринадлежность к объединению граждан не может быть основанием для ограничения прав и свобод или для предоставления государством любых льгот и преимуществ; статьей 4 Закона установлены ограничения на создание и деятельность объединений граждан, которые не подлежат легализации, а деятельность легализуемых объединений граждан запрещается в судебном порядке, когда их целью является: изменение путем насилия конституционного строя и в любой противозаконной форме территориальной целостности государства; подрыв безопасности государства в форме ведения деятельности в интересах иностранных государств; пропаганда войны, насилия или жестокости, фашизма и неофашизма; разжигание национальной и религиозной вражды; создание незаконных военизированных формирований, ограничения общепризнанных прав человека.
Нормы Конституции Украины допускают ограничение прав и свобод человека и гражданина самой Конституцией в условиях чрезвычайного и военного состояния (статья 64), законом (статьи 32, 33, 36 и тому подобное) или судом (статьи 29, 30, 31, 39 и тому подобное).
Право на свободу объединений может быть ограничено законом (статья 33 Конституции Украины) или судом (статья 124 Конституции Украины).
Объединение граждан действует на основе устава или положения (статья 13 Закона). Устав – это корпоративный нормативный акт, который определяет правовой статус конкретного юридического лица и не может устанавливать ограничения конституционных прав и свобод граждан.
Кроме того, определение в уставе полномочий КСУ предоставлять разрешение на создание других объединений граждан, создание или закрытие юридических лиц является нарушением, кроме вышеупомянутых норм Конституции Украины, также Гражданского кодекса, в частности принципов гражданской дееспособности юридических лиц.
Союз в своем уставе задекларировал осуществление своей деятельности в соответствии с Конституцией Украины, действующего законодательства, соблюдения принципов деятельности Международной кинологической федерации (МКФ), а также этого устава (пункт 1.2). Как полноправный член МКФ, Союз представляет и защищает интересы чистопородного собаководства Украины на международном уровне (пункт 1.3)
В соответствии с уставом МКФ (статья 4) только основные национальные организации, которые ещё не являются членами МКФ, могут подавать заявку на членство. Только одна организация из одной страны может быть принята в МКФ.
Потому некорректным с точки зрения устава МКФ является пункт 5.9 устава КСУ.
Государство поручило Союзу представлять интересы Украины в Международной кинологической федерации (Постановление Кабинета Министров Украины от 12 январе в 1993 г. № 13), учитывая правила членства МКФ. Государство таким образом предоставило исключительные (монопольные) полномочия одной общественной организации, лишь через нее граждане – владельцы собак имеют право реализовать свои дела в сфере племенного собаководства на международном уровне.
Союз имеет исключительное право на ведение племенной работы согласно стандартам Международной кинологической федерации, ни одна из легализуемых Министерством юстиции Украины кинологических организаций таких полномочий, согласно требованиям МКФ, не имеет.
В связи с этим, ни одно положение устава Союза не должно ограничивать конституционные права граждан, что касается вступления в эту организацию.
Учитывая приведенное, Министерство юстиции Украины на основании статьи 25 Закона Украины "Об объединении граждан" требует на протяжении месяца привести устав Кинологического союза Украины в соответствие с законодательством Украины
Невыполнение упомянутого требования будет иметь последствия применения Министерством юстиции Украины взысканий, предусмотренных статьями 28-32 Закона Украины "Об объединении граждан".

Заместитель Министра Л.В. Ефименко

 

Главная Назад

Hosted by uCoz