О ПОРОДЕ

РАННЯЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ЩЕНКОВ

Известно, что каждое животное обладает некоторыми особенностями поведения, то есть способностью воспринимать внешние воздействия, анализировать их, запоминать, различать в них существенное и второстепенное и соответствующим образом реагировать на них. Собаки, которых используют для различных видов служебных работ, должны обладать определёнными свойствами высшей нервной деятельности. Поэтому перед началом курса дрессировки собаку обычно тестируют с целью определения у неё преобладающих поведенческих реакций, чтобы спрогнозировать её способности к обучению. Но на протяжении всей жизни животное использует только небольшую часть тех возможностей, которые даны ему природой. Говоря другими словами, то, насколько одна собака лучше и быстрее другой поддается обучению, зависит от эффективности использования ее задатков.
Первые селекционеры исходили из предположения, что все нужные качества дети наследуют от родителей. Однако на практике так происходит далеко не всегда. И те, кто занимается разведением животных, знает об этом далеко не понаслышке. Обширные исследования, проведённые Каннингэмом (1991), показали, что только около 35% способностей животного определяются наследственностью, остальные 65% имеют другое происхождение (воспитание, выращивание, питание).
Учёные начали искать методы стимуляции животных для усиления их природных возможностей. Стало известно, что организм наиболее восприимчив к определённым методам стимуляции в период раннего развития, поэтому все внимание ученых было направлено на первые недели и месяцы жизни животного.
Щенки рождаются с закрытыми глазами. В этом возрасте они в состоянии только обонять, сосать и ползать. Пищеварительная система обладает ограниченными возможностями и требует регулярной стимуляции. Вылизывая щенков, мать стимулирует их пищеварение и процессы моче- и каловыделения. Температура тела щенка регулируется близостью матери или щенков-однопометников. Исследователи установили, что именно в период первой недели жизни щенки наиболее чувствительны к тепловой и тактильной стимуляции.
Многие другие млекопитающие также рождаются с ограниченными возможностями и у них также наблюдается эффект ранней стимуляции. Выяснилось, что ежедневное удаление крысят от гнезда на три минуты в первые 5-10 дней жизни приводило к понижению температуры тела. Этой мягкой формы стресса было достаточно для стимуляции гипофиза и надпочечников. Подопытные животные, подвергшиеся эффекту ранней стимуляции, будучи взрослыми, гораздо легче переносили стрессовые ситуации (в сравнении со своими братьями и сестрами, которые не подвергались ранней стимуляции) и оказывались более устойчивыми к различным формам рака и инфекционных заболеваний, легче и дольше переносили голод и холод. Был отмечен и вторичный эффект: половая зрелость у этих животных наступала раньше.
Рассмотрим, что подразумевается под термином «стресс». Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее постоянство внутренней среды организма. Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье ввел дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс. Термином «эустресс» он обозначил два явления - стресс, вызванный положительными эмоциями, и несильный стресс, мобилизующий организм. Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека или животного и может привести к тяжелым заболеваниям. Таким образом, стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая научно описанные симптомы и фазы — от активации физиологических механизмов до истощения.
До сих пор оптимальная продолжительность стресса, необходимая для обеспечения в будущем физиологического и умственного преимущества неизвестна. Так, стрессовое действие, необходимое для одной особи, может оказаться слишком сильным для другой, и «передозировка» стресса может, наоборот, затормозить развитие. Но ученые согласны с тем, что стресс имеет определенное положительное значение для формирования способностей животного.
Американские военные для своей кинологической программы разработали метод ранней стимуляции нервной системы (или нейростимуляцию), который является одним из передовых в этой области. Для улучшения обучения рабочих собак, используемых в военных целях, была разработана программа «Био Сенсор». Позже она стала известна под названием «Супер-собака». Это комплекс из пяти упражнений — воздействий, которым в естественных условиях раннего периода своей жизни щенки не подвергаются.
Для нейростимуляции щенков в возрасте от трех до шестнадцати дней комплекс упражнений проводился один раз ежедневно. Кинолог начинал с любого щенка и стимулировал его, используя, все пять упражнений в определенной последовательности. Только выполнив всю серию упражнений от начала до конца, он мог перейти к следующему.
Несмотря на кажущуюся простоту этого метода, было установлено, что ранняя неврологическая стимуляция может давать длительный положительный эффект. У особей, прошедших программу «Супер-собака», наблюдались такие преимущества, как улучшение работы сердечно-сосудистой системы, повышение устойчивости к стрессам, повышение сопротивляемости к болезням. Щенки, прошедшие стимуляцию, выделялись своей активностью, находчивостью и доминировали над своими однопометниками, с которыми не проводились упражнения.
В настоящее время некоторые владельцы частных питомников собак стали внедрять в практику данный метод стимуляции щенков. И в последнее время в рекламных объявлениях, которые предлагают к продаже щенков служебных пород, можно встретить выражение «щенки прошли раннюю неврологическую стимуляцию» или просто — «щенки простимулированны».
Мы решили исследовать, насколько этот метод выращивания собак является эффективным в условиях небольших частных питомников. Поэтому целью нашей исследовательской работы было изучение влияния ранней неврологической стимуляции щенков на дальнейшее их развитие.
Исследования проводили в условиях двух племенных частных заводов по разведению собак «Ульфи'с» и «Ig Dol Blatanna» (г. Сумы). Объект исследований — щенки породы немецкая овчарка, родившиеся от трех родственных племенных сук. Методом пар-аналогов были отобраны две группы новорожденных животных: в контрольной 8 голов, в опытной — 9. Обе группы щенков содержались вместе со своими матерями, но с животными опытной группы в возрасте с третьих по шестнадцатые сутки от рождения проводились дополнительные упражнения по неврологической стимуляции их нервной системы по программе «Био Сенсор».
Каждый день в одно и то же время с каждым исследуемым щенком проводили пять упражнений:
1. Тактильная стимуляция (между пальчиками).
2. Поддержка головы в вертикальном состоянии.
3. Позиция головой вниз.
4. Позиция на спине.
5. Тепловая стимуляция.
В первый месяц жизни определяли среднесуточный, абсолютный и относительный прирост щенков. Перед отъемом, на 45-тый день, щенков тестировали по показателям поведения. Проводился тест по Кэмпбеллу, который показывает тенденции поведения и индивидуальные особенности характера собаки. Тестирование проводилось по пяти показателям отдельно для каждого щенка:
1 — тяготение к обществу;
2 — следование;
3 — удерживание;
4 — социальное доминирование;
5 — доминирование при подъеме.
Каждое упражнение оценивалось по 5-балльной шкале. В результате определялся предполагаемый тип будущего темперамента щенка. Также определялась чувствительность к звукам и зрительная чувствительность (по методике тестирования Гей Фишера и Венди Волхарда).
Выращивание племенных щенков направлено на получение здоровых животных, способных максимально проявить генетический потенциал. Контроль над онтогенезом собак в зоотехнии выражается в основном в их взвешивании и взятии промеров. Анализ данных относительно роста и веса щенков в первые 35 дней жизни в наших исследованиях показал: лидировали по этим показателям животные опытной группы, но из-за небольшого количества подопытных животных разница между всеми сравниваемыми показателями была незначительной и являлась статистически не достоверной.
Поэтому пока мы не можем однозначно утверждать, что ранняя неврологическая стимуляция щенков влияет на их рост (табл. 1). Тестирование щенка включает ряд упражнений, результаты которых позволяют определить будущие тенденции поведения и индивидуальные особенности характера собаки. С помощью тестов можно с достаточной точностью представить, к какому виду служебного назначения будет пригоден щенок, когда подрастет.

ТАБЛИЦА 1. ВЛИЯНИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ ЩЕНКОВ НА ДИНАМИКУ ИХ РОСТА, Г.

ТАБЛИЦА 2. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЩЕНКОВ, БАЛЛ

Щенки опытной группы имели больший показатель условного балла по сравнению с контрольной группой как по чувствительности к звукам, указывающим на силу нервной системы животного, так и по зрительной чувствительности. Поэтому можно считать, что проведение неврологической стимуляции щенков в первые две недели способствует развитию у них желательных для дальнейшего использования свойств нервной системы.
К сожалению, полученные данные были статистически не достоверными по причине, уже упомянутой выше, — слишком невелико было количество щенков, которые приняли участие в наших опытах. Следует отметить и еще одно обстоятельство, которое могло повлиять на результаты наших опытов.
Исследования проводились в небольших частных питомниках, и все щенки до трехнедельного возраста содержались в домашних условиях. Как правило, с такими животными (независимо от того, к опытной или контрольной группе они относятся) постоянно общается заводчик, берет на руки, играет, перекладывает с места на место при уборке помещения. Поэтому мы можем предположить, что в домашних условиях эффект стимуляции щенков по программе «Био Сенсор» нивелируется, так как все животные постоянно испытывают небольшой стресс при общении с человеком, в отличие от щенков, которые выращиваются в вольере и первый месяц жизни общаются в основном только со своей матерью.
Поэтому мы считаем, что для использования рекомендаций проведения ранней неврологической стимуляции щенков необходимы дальнейшие исследования в современных условиях большего количества местных питомников.
Хотим обратить внимание тех, кто заинтересуется данной методикой. Исследования, проведенные зарубежными учеными, показали, что у собак, подвергнутых стимулирующим упражнениям программы «Био Сенсор», наблюдалась улучшенная работа сердечно-сосудистой системы, более сильный сердечный ритм. Такие животные имели и более сильные надпочечники. Кроме того, они были более устойчивы к стрессам и имели высокий иммунитет. В проводимых тестах стимулированные щенки проявляли активность и любознательность в большей мере, чем их не стимулированные однопометники. Все это доказывает, что небольшой стресс, которому подвергаются малыши во время ранней нейростимуляции, впоследствии подкрепленный своевременной социализацией, может привести к полезным результатам. Однако опасность может таиться в незнании порогов недостаточной или избыточной стимуляции. Поэтому очень важным является точное соблюдение упомянутой методики.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Дайджест семинара доктора Кармен Л. Батталья. США, 1996.
2. Зобнев С.С. Поведение собаки и дрессировка / Клуб служебного собаководства: Сб. - М.: ДОСААФ, 1981. - С. 51-63.
3. Ранняя неврологическая стимуляция животных // Мой ласков. и неж. зверь. -1997. - №1. - С.22-23.
4.Фишер Дж. О чем думает ваша собака. -К.: Муза ЛТД, 1999.
5.Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979.

Шинкарёва Н.А., Була Л. В.
Национальный аграрный университет,
био-технологичесний факультет, г. Сумы
Журнал «Ты и собака» № 5-6 (30) 2009

Главная Назад

Hosted by uCoz