|
КАК ПОЛЯКИ НАС В ЕВРОПУ
НЕ ПУСКАЛИ
Слухи об ужесточившихся правилах провоза
животных ходили давно, и о том, что необходим ветеринарный прививочный
сертификат для ввоза животных в страны-члены ЕС, я знала. Где его брать?
Конечно, в государственных ветеринарных станциях, где же еще?
Первая ветеринарная станция, куда я позвонила, был Городской ветеринарный
центр (ул. Жерновская, 46). Там мне ответили, что для путешествия с собаками
необходима ветеринарная справка формы №1 и ветеринарный паспорт собаки.
На мой вопрос о прививочном сертификате для ввоза животных в страны-члены
ЕС сказали, что понятия не имеют о нем. После чего я обзвонила еще несколько
станций, где ответ был примерно такой же. Наконец, после общения с организатором
поездки я получила координаты ветеринарных станций, на которых эти сертификаты
выдаются. Съездила на одну из них и получила все необходимые бумаги (правда,
впоследствии выяснилось, что сертификат, который мне выдали, был не такой,
какой нужен).
Наступило утро 31 мая. Ура!!! Мы тронулись! По планам, 2 июня вечером
должны прибыть в Вену (там была наша гостиница), почистить перышки, полюбоваться
Веной, погулять, а кому-то подготовить собак к первому дню выставки!
Коллектив в автобусе подобрался великолепный, многие были знакомы друг
с другом, разместились с комфортом. Вскоре выяснилось, что практически
все (за некоторым исключением) имеют прививочные сертификаты, но разных
образцов и на разных языках: у кого-то на финском, у кого-то на немецком,
у кого-то на английском (а заполнены практически все на английском). Причем
все сертификаты получены в государственных ветеринарных станциях. Но форма
сертификата была единая и номер приказа один и тот же, что нас успокоило.
Спокойно, лишь немного выбившись из временного графика, мы подъехали к
Белорусско - Польской границе. Невдалеке стоял еще один автобус с собаками,
но мы сначала не придали этому значения. Настроение несколько упало, когда
мы узнали от водителей, что они стоят тут с вечера. Но вскоре тот автобус
тронулся, и мы повеселели, но ненадолго. Я забыла сказать, что в составе
нашей группы было всего 16 человек и 35 собак, причем из них восемь крупных,
а все остальные - либо мелкие (хины, пекинесы, чихуахуа, таксы), либо
щенки, которых везли под заказ. Прошло достаточно много времени прежде
чем в автобус пришли водители и организатор группы вместе с таможенником
и попросили всех выйти из автобуса с вещами. Хотя автобус шел практически
налегке, почему-то посчитали, что у него перегруз 800 кг! Это при 16 пассажирах
вместо 42! Никакие увещевания и приведение очевидных фактов по этому поводу
не помогли. После досмотра, выяснения, нет ли в данной сумке пистолета
("А если я его найду, -говорит таможенник, - а я уверен, что его
там найду..."), стояния на таможне всего (!!!) 2 часа, выяснения
цены вопроса и оплаты мимо кассы мы благополучно тронулись к польской
таможне и даже себе представить не могли, какой нас ждет кошмар!
Во-первых, нас несколько раз гоняли от одного пограничного пункта к другому,
не объясняя причин. Впоследствии выяснилось, что на одном погранпункте
нет ветеринара, на другом ветеринар есть, но у него нет сканера для считывания
микрочипов с собак. Таким образом мы очутились на грузовом терминале KUKURYKI.
В этом КУКУРИКЕ был и ветеринар, и сканер, но самое главное - там в поле
зрения было шесть или семь автобусов с собаками и владельцы, обреченно
прогуливающие своих питомцев на поводках вдоль терминалов! Новости, которые
мы услышали от наших собратьев по несчастью, были шокирующие: некоторые
автобусы стоят уже 1,5 суток!!! Ветеринары принимают в час 4-6 собак,
сверяют клейма, микрочипы, смотрит ветеринарные документы, вносят данные
о каждой собаке, ее вакцинации и клеймении в компьютер. Выяснилось, что
все наши разноязычные прививочные сертификаты не годятся. ДЛЯ ПОЛЬШИ НУЖНЫ
СЕРТИФИКАТЫ НА ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ! Это была новость. Все бегали, брали образцы
этих сертификатов, потому что в вестибюле погранветпункта не было вывешено
правил заполнения этих сертификатов. Далее эти образцы ксерокопировали
и заполняли.
На польскую таможню в Козловичах мы прибыли 1 июня в 11.30 утра. Перед
нами шесть автобусов. Первые уже стоят более суток. Собаки в клетках.
Люди на взводе. Представители каждого автобуса стоят в вестибюле погранветпункта,
держат очередь, не пропуская никого. Ругань, жара, дело чуть не доходит
до рукоприкладства. Здесь и Москва, и Питер, и Тверь... После нас приходят
еще два автобуса. Их уже даже не пускают на терминал, и они стоят на солнцепеке
перед въездом на него... Около семи вечера, а перед нами еще четыре автобуса!
Люди измучены, собаки тоже. Делегацией ходили к начальнику таможни, объясняли,
что мы не успеваем к 3 июня (к началу выставки). Он ответил, что таможня
и ветеринарная служба - две разные организации и влиять друг на друга
не могут.
Организаторы поездки и международные эксперты, которые тоже волею судьбы
оказались вместе в патовой ситуации, звонили в консульство России, Польши,
президенту РКФ, чтобы тот проинформировал руководство FCI о саботаже.
Звонили в Гринпис, в Общество защиты животных. В итоге, средства массовой
информации Польши должны были прибыть наутро к 9.00, также, как и Гринпис
и представители Общества защиты животных. Не знаю, были они или нет, мы
их чуть-чуть не дождались.
В нашем автобусе была одна молодая женщина в положении. После всего перенесенного
ей стало плохо. Мы снова пошли к начальнику таможни, объяснили ситуацию
и попросили ускорить осмотр животных, с тем, чтобы мы в ближайшем населенном
пункте беременную показали врачу. И получили ответ: «Это ваши проблемы.
Я ничем вам не могу помочь. Вызывайте "Скорую” по телефону». И ВСЕ!!!
Между тем наступило время пересменки у ветеринарных врачей, после чего
начался откровенный беспредел. Руководитель первого автобуса, наконец-то
влетевший в заветную дверь с давным-давно подготовленным, отксерокопированным
несколько раз пакетом документов на любом языке (какой хотите !) на всех
собак вышел с белым лицом и произнес: "Все эти документы не годны.
Нужно делать все заново”. Началась истерика. Мы несколько раз подходили
к ветеринарному инспектору с каждой бумажкой и спрашивали, подойдет ли
она. И инспектор, улыбаясь, говорил: «Да». Но после того, как мы в очередной
раз отксерокопировали весь пакет документов на 35 собак и заполнили их,
выяснилось, что... они не годятся! Каждая бумажка в отдельности была «ТО»,
а все вместе - «НЕ ТО». После трехкратного снятия копий всего пакета документов
на 35 собак наконец-то выяснилось, что, поскольку мы прибыли из России,
каждый документ должен быть заверен российским врачом.
К счастью, собираясь в поездку, я захватила свою личную печать, так как
являюсь ветеринарным врачом. Когда мы принесли все документы, заверенные
моей печатью, у поляков глаза на лоб вылезли. Но этого все равно было
недостаточно: дело было просто в цене вопроса. Я чувствовала, что сейчас
сорвусь, вызову полицию, обвиню в вымогательстве, поэтому вышла. И конечно
же, разрыдалась. Мне уже не нужна была ни выставка. НИЧЕГО! Но я же была
не одна!
Через 25 минут выбежали представители нашего автобуса, руководитель скомандовала:
«Едем немедленно! Через 30 минут пересменка!»
Мы тронулись с этого проклятого места. Наступило 2 июня 7.30 утра. У нас
- состояние полнейшей апатии, безразличия. Единственная мысль, которая
билась в голове: «До каких же пор о нас безнаказанно будут вытирать ноги?»
Я на секунду представила себе, позволили бы себе такое поведение польские
ветеринары по отношению, допустим, к финскому автобусу или автобусу с
немцами или с французами, или с американцами? Такого просто не могло произойти,
потому что вызвало бы международный скандал, все суды оказались бы завалены
заявлениями потерпевших граждан, обвинявших польских чиновников в нарушении
прав человека, в жестоком отношении к животным! Но почему можно безнаказанно
поступать так с нами? Тем более, что, как выяснилось позже, ни в какие
компьютеры наших собак не вносили. А все документы, которые мы копировали
и заполняли на протяжении всех этих суток, после решения вопроса полетели
а корзину для уничтожения бумаг!!!
Потом мы дружно обсуждали все происшедшее. Кто-то пытался обвинить организаторов
поездки в некомпетентности - якобы организатор группы заранее должен был
узнать о всех нюансах. Лично я с этим не согласна по той простой причине,
что стояли больше суток абсолютно все: и с «правыми» документами, и с
«левыми». Стояли все. И платили все.
Конечно, в такой ситуации очень важна роль организатора поездки. Умение
разрядить обстановку, найти контакт с каждым, не допустить нарастания
напряжения в маленьком коллективе, который на время поездки вынужден жить
общей жизнью. Всеми этими качествами в полной мере обладала руководитель
нашей группы Галина Ковалевская. И отдельная благодарность нашим белорусским
водителям: они все эти дни были вместе с нами, переживали, старались по
возможности помочь, использовать собственные связи - удивительно приятные
люди. Спасибо им за все!
Но на этом наше путешествие не закончилось! Мы ехали через Германию, это
10-12 часов езды. И еще по Австрии часов пять. А водители без отдыха могут
вести автобус не более 18 часов. Потом обязательный 8-часовой «отстой».
Это - международные требования безопасности перевозки пассажиров. Нарушение
правил даже на 20 минут влечет за собой штраф до 3000 евро и лишение водителей
лицензии. По самым оптимистичным прогнозам, мы опаздывали к началу выставки
на восемь часов. А у нас в автобусе половина собак должны выставляться
в первый день, то есть 3 июня! Поэтому решили, что те, кто выставляется
З-го, когда мы встанем на «отстой», пересаживаются в такси и едут на выставку.
Так и поступили. Наши первые экспоненты прибыли в Тулльн в 7.30 утра,
у них было два часа для регистрации собак, поиска рингов, приведения себя
и собак хоть в какой-то порядок, и - в ринг!
НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Параллельно с нами мои знакомые собирались
ехать в Тулльн паромом до Ростока, а дальше на своей машине до Австрии.
Единственное место, где им совершенно четко и правильно ответили, какие
документы необходимы, был балтийский пограничный ветпункт. Им разъяснили,
что на районной ветеринарной станции необходимо взять справку формы №1,
ветеринарный сертификат вакцинации на русском языке и с этими документами,
билетами на паром и с собаками заранее прибыть на балтийский пограничный
ветпункт. После проверни ветеринарных документов и осмотра собак владельцам
был выдан бланк прививочного сертификата на немецком языке, с которым
они должны были поехать в бюро переводов и к этому сертификату приложить
такой же прививочный сертификат на русском языке. В бюро необходимо было
перевести все на немецкий язык и заверить там же. С переведенным и заверенным
прививочным сертификатом снова прибыть на балтийский погранветпункт, где
на основании уже полученного из бюро переводов заверенного ветеринарного
сертификата вакцинации был выписан ветеринарный сертификат формы №5-а,
который действителен для ввоза и вывоза указанных собак на протяжении
90 дней. Именно эти документы не вызвали никаких нареканий со стороны
всех таможен.
НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ
Первый - нашей ветеринарной службе:
прекрасно знаю как специалист, несколько лет проработавший в государственной
ветеринарной инспекции, что, как только выходит новый приказ о том или
ином изменении правил ввоза, вывоза, карантина, сразу же, централизованно,
во все районы рассылаются телефонограммы с образцами приказов, исходными
данными и прочими частными дополнениями. Как могло произойти, что только
балтийский погранветпункт полностью был информирован об изменениях в правилах
провоза животных по странам-членам ЕС? Почему нет единой информации во
всех государственных ветеринарных станциях? Это позор. Люди платят огромные
деньги за ветеринарные документы, которые оказываются липовыми.
Второй – руководству РКФ: как могло получиться, что,
получив информацию от людей, сутки простоявших на таможне, измученных
от унижения и бесправия, руководство никоим образом не попыталось разрядить
ситуацию и помочь людям, которым предстояло поднять престиж РКФ в глазах
мирового сообщества! И возвращаясь к теме изменения правил провоза животных:
кому как не РКФ об этом знать и своевременно на своем сайте и в средствах
массовой информации опубликовать эти изменения!
Третий, очень насущный вопрос: грядет Всемирная выставка в Польше.
Так что же, энтузиастам выезжать на нее за неделю до начала или не пытаться
вообще принимать в ней участие?
Вопрос четвертый - представительствам России в тех или
иных странах: мне трудно представить, что, произойди подобная ситуация
с гражданами любой другой страны, руководство этого государства оставалось
бы в стороне. А ведь нас был не один автобус, а восемь или десять!
ВАШИ ДОКУМЕНТИКИ
Большинство владельцев домашних животных, впервые столкнувшись с проблемой
вывоза питомца за границу, не представляют, где можно получить достоверную
информацию, и обращаются в разные организации: кто звонит в «Аэрофлот»,
кто советуется со «знающими», опытными собачниками, некоторые в отчаянии
звонят своему ветеринару. И обычно все источники советуют разное, поэтому
путаница неизбежна. Со временем опыт у каждого накапливается свой. Выясняется,
что чью-то собаку несколько раз пускали за границу всего лишь со старым
вет-паспортом, а кому-то, напротив, дали от ворот поворот всего лишь из-за
того, что у пса в аэропорту вдруг стали сильно слезиться глаза и появилась
одышка. Мол, больная собака пусть сидит дома.
ПОЗВОНИТЕ И УЗНАЙТЕ
Чем больше вы соберете на своего любимца документов, тем лучше. Для неопытных
собаколюбителей существует множество ловушек. И первым вашим шагом должен
стать эвонок в посольство той страны, куда вы собираетесь ехать. Дело
в том, что разные страны требуют при ввозе животных разные документы.
Например, Англия, Франция и Швейцария не хотят, чтобы у них гостили собаки,
не имеющие при себе специальной справки с особым анализом крови - на наличие
антител против бешенства. Эту справку оформляют отдельно во многих клиниках,
несмотря на то, что у вас может быть на рунах целый пакет документов,
подтверждающих, что собака была правильно и вовремя вакцинирована. Говорят,
что Япония скоро установит новые правила на ввоз животных и будет требовать
миллион справок. Впрочем, пока новые правила только разрабатываются.
ВАКЦИНАЦИЯ - ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Итак, после того, как вы узнали, какие именно документы необходимы, чтобы
попасть в конкретную страну, зарегистрируйте собаку в государственной
ветеринарной клинике в своем административном округе. Пусть псине сделают
все нужные прививки. Самая важная - от бешенства, причем вакцинировать
питомца надо за две недели до поездки, если путешествовать вы собираетесь
по России, и за месяц, если отправляетесь за рубеж. Пусть ветеринар проведет
животному полную диспансеризацию. Прогоните глистов, внимательно осмотрите
шерсть и кожу собаки, почистите питомцу зубки.
После того, как все прививки будут сделаны, вы сможете получить важную
справку - так называемую «Форму №1». Ее вам выдадут там же, в государственной
ветеринарной клинике. В документе будет сказано, что ваша собака ничем
не больна, у нее нет гельминтов, блох и власоедов, лишая и бешенства.
Разумеется, собака действительно должна быть совершенно здорова. Только
если пес будет выглядеть «на все сто», ему торжественно вручат «Форму
№1».
Аня, заводчица карликовых пуделей, рассказала, что, когда зимой собиралась
везти двух своих собак на выставку в Европу, ветеринар обнаружил у одной
из них демодекоз, это кожное заболевание вызывается клещом демодексом.
Вторая же собака была абсолютно здорова. И все-таки «Форму №1» не выдали
обоим животным, аргументировав это тем, что первую собаку прежде надо
вылечить, а вторая уже может быть заражена демодекозом, просто пока еще
идет инкубационный период. На выставку в тот раз ОНИ и ее пудели так и
не попали.
И вот...
Когда у вас есть «Форма №1», в государственной ветклинике можно получить
международный ветеринарный паспорт на английском языке. Ура!
Итак, перечислим теперь весь список необходимых документов:
1. Ветпаспорт на русском языке,
2. Международный ветпаспорт на английском языке.
3. «Форма №1».
Теперь все.
ЧИПИРОВАНИЕ
Что это такое, вы наверняка знаете: собаке под кожу вшивается микрочип,
содержащий данные о здоровье, внешности, месте жительства, возрасте животного
и тому подобную информацию. В Европе и США чипирование невероятно популярно,
а в России пока только набирает обороты.
Пока, чтобы вывезти Шарика за границу, чипировать его необязательно, хотя
в скором будущем наличие чипа станет непременным условием при перевозке
животных.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ну а если вы планируете не только привезти за границу собаку, но и вывезти
оттуда щенка, то вначале придется наведаться в офис Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору, где необходимо получить справку
с разрешением на ввоз. Впрочем, многие собаководы признались мне, что
никакого разрешения не спрашивали, а просто оформляли все документы на
щенков на их родине.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время животных стали возить за границу все чаще, причем не
только летом, а круглый год. В основном люди предпочитают путешествовать
со своими любимцами на самолетах. А вот поезда и автобусы - не такие удобные
средства передвижения: каждый месяц они перевозят за границу всего одну-две
собаки.
И последнее. Разумеется, оформление документов - дело долгое и утомительное,
но все-таки оно стоит того, чтобы, собрав чемоданы, улететь со своим псом
на экзотические острова или хотя бы в Штаты на выставку. О своих заграничных
поездках и любых интересных происшествиях и впечатлениях пишите на наш
«Ящик хороших новостей»: News@droug.ru.
Лида Добрачева, Ж-л "Друг"
Сентябрь 2005 |